Портфолио » Конкурсы » ЗАВОКЗАЛЬЕ. Гришинские родники.

ЗАВОКЗАЛЬЕ. Гришинские родники.

 

 

 «В центре новой модели роста экономики должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм». 

Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012г.  Москва. Кремль 

 

Завокзалье. Гришинские родники.


Благоустройство природных источников в городской среде и создание вокруг них рекреационных зон.



В рамках проекта «Атлас рима. Руководство саратовскому водохлебу».

 

 По ситуационному плану:

 

Восполняя историческую ценность, вполне реально видишь картину возрождения нового оазиса в городских «просторах», прежде всего историческую справедливость, архитектурную значимость, экономическую выгоду, экологический сдвиг в сторону сбалансированности наших «взглядов» и природных условий.

 

Проблемы и их решения:

 

Ситуация «распаковки» во времени в водопользовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале обустройства объекта «Ручей» определенно и очень важно на данный момент выполнить некий ансамбль, недвижимый сюжет из деревянных скульптур (восполняя картину того времени), который показывает отношение тех слоев населения к проблеме нехватки питьевой воды и ее решение одним простым человеком. При открытии первого, как его называли – гришинского, водопровода при стечении городских жителей, губернатора, городского головы фонтаны брызнули родниковой водой, которая наполнила устроенные бассейны, из которых люди могли черпать воду. На именной каменной печати Гришина изображен именно этот момент открытия водопровода.

На отведенном участке, примерно 15м х 30м произрастает десять (в основном «переростки») деревьев, из которых подпиливаются сверху и вырубаются скульптуры описанного выше сюжета.

 

 

Аутентичность (достоверность, подлинность) развивающегося исторического сквера касается в равной мере как его рисунка и множества составляющих его частей, так и оформления, выбора растений и материалов, из которых он состоит.

Вся подробная информация о возникновении Гришинских родников, о доступности освещаемых подлинных документов со схемами на «лайтбоксах» (информационных стендах), свидетельствах, фактах помогут воссоздать историческое прошлое этого уникального уголка Саратова во всей его правдивости и драматичности, ибо «пока жива историческая память народа, жив и сам народ».

Весьма ожидаемым становится тот факт, что создаваемый комплекс даст ощутимый эффект в развитии инфраструктуры города, района на базе среднего или малого бизнеса, закрепляя за ним неухоженные рекреационные зоны. Таким образом, создается интегрированный конгломерат исторического фундаментализма (истоки-музей) с быстроразвивающимися технологиями самообеспеченности и образцового бескризисного  сообщества.

План обустройства объекта «Ручей» с заложением небольшого сквера по ул. Аткарской, дом № 41.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №2. Выделяя знаковую символику родникового ансамбля (состоящую из трех зон: «родник», «сквер», «ручей»), территория «Гришинского сквера» как бы пронизана невидимыми фундаментальными колоннами, несущими и сохранившими богатейшую историю нашего края, вызывая чувство глубочайшего уважения к культуре знатного саратовца того времени. Прозорливость, неподкупная ценность патриотизма такого человека - Василия Васильевича Гришина является богатейшим источником «чистой воды, основой духовности многих поколений».

Мощные фундаменты (стаканного типа: 3 ряда по 5 опор=3х5=15 ед.), омываемые родниковой водой много лет «ждали» своего предназначения:

- предлагается очистить весь водоем с расширением в сторону юго-запада по короткой стороне и обязательным углублением (ниже на 1,0÷1,5 м) от самых заглубленных, проходящих рядом подземных коммуникаций (снять «напряжение» с действующих трубопроводов), тем самым вернуть родниковую воду в водоем;

- для «предварительной» очистки воды берега и днище водоема просыпаются речным песком толщиной слоя в 0,5 м;

- строго по центрам существующих фундаментов воздвигаются монолитные колонны высотой 4,0÷4,5 м, объединенные в верхней части монолитной плитой с проемами для технологических и архитектурных решений;

- консольно-выдвигающаяся по трем сторонам монолитная плита с плавным переходом заглубляется в грунт на юго-западной короткой стороне с большим проемом по центру и, снова «соединяясь» под землей с продолжением (мелкозаглубленным с последующим утеплением), переходящим в фундамент, на котором размещается функционально-тематический комплекс;

- двухэтажное многофункциональное здание на территории сквера будет являться «венцом», центром притяжения всех слоев населения, для которых будут интересны и не безразличны проблемы водопользования прошлого, настоящего и будущих поколений. Трансформируемые помещения в здании решают вопросы «офиса-презентации» любых тематических направлений. Остов и оболочка здания, сеченные атриумом с ориентацией на южную сторону, и альтернативные источники энергии значительно повысят рейтинг всего комплекса, являясь образцом высоких показателей энергосбережения и энергоэффективности.

- каждый исторический сквер предназначен для осмотра и посещения, но свободный доступ к нему должен быть ограничен в зависимости от его размеров и риска быть уничтоженным, так чтобы была защищена его субстанция (сущность, основа), как свидетельство культуры, выразителем которой он является. Организация посещения сквера исторически должна подразумевать создание в нем надлежащей атмосферы. По сути своей и назначению сквер является местом тишины и покоя, способствующим близкому общению с природой, основой которой является ВОДА;

- над искусственным водоемом (в нижней части), на подвесной системе (частично опирающейся на фундамент) переходов, мостиков, площадок (деревянных) разворачиваются исторически сливающиеся технологические

 

пространственные композиции действующих трубопроводов (деревянных, керамических, чугунных, металлических, пластиковых, стеклянных и звуко-лазерных), проходящих сквозь монолитную плиту (через, вокруг) дома-масштабного макета владельца В.В. Гришина, и, замыкаются на прозрачных технологических процессах очистки воды в павильонном центре. Частично возвращаясь через уличный фонтан (среди фруктового сада), вода снова по каскадно-светящимся водопадам сливается в водоем. А основная кристально чистая вода подается в …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №3. На отведенном участке с перепадом рельефа в 26 метров, с верхним уступом Лысой горы, с поросшим лесом склоном и, наконец, с отличными показателями качества воды «Гришинского родника» каскадно размещается панорамная композиция с площадками-террасами (отдых и созерцание), соединяющимися между собой тропинками (серпантин) с выходом на верхнюю площадку.

По восстановленной хронологии этому историческому событию - открытию дубового водопровода и подачи родниковой воды в город, в 2014 году исполнится 180 лет!

 

Символизируя количеству прошедших лет, представляется разместить 180 скульптур, фигур и барельефов, тем самым обозначая свое (наше поколение) в истории проходящих лет (2014 г.).

Сюжетные композиции в расстановке скульптур и фигур предлагается размещать с нижней площадки до верхней, согласно иерархии того времени. На площадках ниже родника у фонтана - жители города, чуть ниже в стороне – крестьяне на возделывании сельскохозяйственных культур в современном плодовом саду с уникальной современной системой орошения («перекличка» эпох). У родника с благоустроенными элементами (кирпич «Римкер»), подпорных стен, лавочек и очагов руководит рабочими сам В.В. Гришин на работах по завершению деревянного (дубового) водопровода.

Поднимаясь по тропинке-серпантину, на всем протяжении до верхней площадки мы встречаем на террасах сюжетные группы скульптур вельмож, градоначальников, приближенных к знати, тем самым, как бы обозначая (выделяя), чуть соприкасаясь с духом того времени.

На одной из террас с небольшим фонтаном – группа скульптур и барельеф на подпорной стене «передают» нам события того времени – обсуждения саратовских чиновников с англичанами по заключению контракта на строительство водопровода.

Самая верхняя площадка:

- восполняя историческую последовательность, начиная с Саратовского уезда, Саратовской губернии, Саратовской области, то есть губернаторы (выборочно) эпох, представленные на барельефной стене со своими реализованными планами. Перед одним - дубовый водопровод с фонтанами, перед другим – металлические трубы и насосные станции, перед следующим – гидроэлектростанция, перед последующим – атомная станция… – все эти события связаны с водой. Конечно же, обозначая «присутствие» нашего поколения в этой исторической цепочке, мы должны и будем обязаны выполнить (чтобы оживить фонтаны и осветить в вечернее время всю панорамную композицию) монтаж в ограждении гибридной ветро-солнечной 5-килловатной генерирующей установки.

Близкое расположение территории ландшафтного парка «Кумысная поляна» по верхней площадке «Гришинского родника» значительно увеличивает возможности развития парковых инфраструктур, сливаясь в некий комплекс хорошо отрегулированных направлений отдыха, туристических и экскурсионных маршрутов.

 

 

 

 


Заключение.

Представив концепцию родникового ансамбля, хотелось бы еще раз процитировать руководителя и инициатора проекта Игоря Сорокина: «Ведь проблема нехватки чистой питьевой воды сейчас особенно актуальна»; главного архитектора г. Саратова Александра Кискина: «Строительство современных источников чистой воды является сейчас очень перспективным», - и вернуться на первую страницу наших разработок, где под номером 1 отмечено: Восполняя историческую ценность, вполне реально видишь картину возрождения нового оазиса в городских «просторах», прежде всего историческую справедливость, архитектурную значимость, экономическую выгоду экологический сдвиг в сторону сбалансированности наших «взглядов» и природных условий.

Ведь на самом деле, как разгаданный кроссворд, историческая составляющая триады зон – «родник», «сквер», «ручей» - из первых букв в словах «натолкнули» на безграничный, восполняемый природой «РЕСУРС» пресной воды.

На основании карт (схем) глубин залегания грунтовых вод, отведения поверхностного стока, дренажных систем (разработчик – Москва – 2007г.) и действующей родниковой системы независимая группа «ЭЛИУС» и научно-производственное предприятие «ЛИСКОН» (нанотехнологии очистки воды) пришли к единому решению:

- по гидрологическим данным Саратов стоит на подземном озере;

- времена меняются, меняются и технологии очистки;

- локальные системы водозабора, очистки и водопользования подвержены меньшим рискам, тем более в системе онлайн реального времени;

- значительное сокращение трубопроводов;

- многовариантная подача воды водопользователям (цена и качество)

- водоканальная структура позитивно меняется во многих направлениях;

- развивается средний и малый бизнес, и, как следствие, увеличивается число налогоплательщиков.

Саратов становится единственным городом, который меняет стереотип мышления населения и гостей, как водопотребителя, через целый комплекс «истории» воды имени Василия Васильевича Гришина.